Главная » Статьи » История Тихвинского края с древнейших времен. » История тихвинской культуры. |
Неоконченная история Тихвинского театра
Действие первое
1889 год. Месяц перед Великим постом. В «небольшой, но светлый и жизнерадостный городок» Тихвин приезжает профессиональная труппа актеров во главе с 22-летним Николаем Ивановичем Соболыщиковым-Самариным, будущим знаменитым на всю театральную Россию антрепренером. За время гастролей было переиграно и пережито многое: и унижение перед холодно-вежливым купцом, как в драме Островского; и тихий покой в чистых маленьких комнатах, где на стенах «по нескольку икон с лампадами»; и шекспировский взрыв страстей с хриплым шепотом: «Ты, мерзавец! Ты вышвырнешь нас? Нет, я сейчас швырну тебя с лестницы со всеми твоими орденами. Я убью тебя!»; и вместо платочков у глаз взрыв хохота публики; и горькие слезы в гримерной. В тот год тихвинцы целых "спектаклей не видели, а «с разрешения начальства в зале Общественного Собрания Обществом господ любителей» давались литературно-вокальные вечера с живыми картинками. Треть сбора — в пользу Тихвинского тюремного отделения. Цены первого ряда — 2 руб., галерки — 30 коп. Надо обладать поистине бесшабашной смелостью или талантом артиста, чтобы в один вечер, назвав пятерых хором, спеть в начале вечера «Боже, Царя храни», а в конце «цыганскую» песню «Конфетка моя»; накинув плащ принца Гамлета, решать: «Быть или не быть?», а решив вечный вопрос, «валять дурака» в живой картине «Грибники на привале». За месяц тихвинцы увидели в полупрофессиональном исполнении пяти-семи гастролеров столько, что современному театру хватило бы на десяток лет работы: Шекспир, Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Островский и никому сегодня не известные Аверкиев и Шпажинский. И еще куплеты Чистякова. И еще песня «Ванька, не шали», и еще, и еще, и еще... Действие второе Прошло десять лет. Наступил «Серебряный век» России. Для Тихвинского театра время лилось не серебром — золотом. Не только заезжие актеры выходили на сцену Общественного собрания, но и молодые люди с фамилиями, много говорившими горожанам: Ле-Дантю, Гусаковский, Поташева, Архангельский, Костров — вполне освоились на родных подмостках. Сложилась труппа артистов-любителей, терявшая кого-то и восполнявшая потерю все новыми романтическими тихвинцами. Фотография из архива Н. Г. Никонова. В центре, в белом А. Богданова. Гимназистки и реалисты ставили свои спектакли: в гимназии — водевили «Кукольный переполох», «Сорванец», в реальном училище — классику: «Мещанин во дворянстве», «Ревизор». Тихвинское Студенческое Землячество играло свои благотворительные пьесы, сначала в пользу бедных студентов, потом, с началом войны, в пользу беженцев. Вся атмосфера Тихвина, дух многих горожан были пропитаны поэзией, театральностью, либерализмом. По вечерам сходились компаниями у кого-нибудь в доме, пели романсы под гитару, рояль, хором — песни, читали стихи, спорили, закусывали, снова пели (даже, под настроение, революционные песни — среди интеллигенции были сильны кадетские и эсеровские взгляды на будущее России). И сердце какого тихвинца не трепетало и сладко не замирало, когда из Летнего сада доносились серебряные звуки духового оркестра: «Спит гаолян, Сопки покрыты мглой». И уже не афишки, писанные от руки чернилами, как десяток лет назад, а отпечатанные в тихвинской типографии большие афиши приятно тревожили и звали в театр на «Вишневый сад». Красивые программки спектаклей с виньетками, лирами и пейзажными рисунками на их страничках долго хранились между книг, вызывая радостные воспоминания о театре-празднике. Да! Это уже было то, что сегодня называется высокой культурой. Действие третье Прошло еще десять лет. В июне 19-го года в голодном Петрограде старый знакомец тихвинцев, артист Александрийского театра Николай Петрович Шаповаленко, игравший чаще всего вторые роли, но и на вторых ролях встречаемый на сцене аплодисментами, собрав труппу, приехал с нею в Тихвин. Город еще не видел такого созвездия столичных талантов: И. В. Лерский, А. А. Чижевская, Е. П. Корчагина-Александровская, Н. В. Смолич... «Звезды» не только играли «облегченный» репертуар («Темное пятно», «Змейку», «Ведьму», неувядаемого Сухово-Кобылина), но и репетировали индивидуально с тихвинскими любителями. К этому времени на театральные подмостки взошло новое поколение. И это был последний бурный всплеск уездного театра «перед заходом солнца». Их имена еще на слуху у старых тихвинцев, но уже вряд ли кто скажет об уровне их игры. Но несомненно, что планка была поднята высоко. Гарантией этого служит статистика. 1921 год: в Тихвине два театра, оба имеют собственные сцены и постоянные труппы, в которых играют 51 мужчина и 39 женщин. За год было дано 225 спектаклей для 45 тысяч зрителей (при населении, не достигающем 8 тысяч). Кроме того, 4 музыкально-драматических кружка объединяли еще 108 человек, а 5 студий было к 22-му году закрыто. Нет, это не сухие цифры. Эти цифры — драма нашей жизни, трагикомедия... под лозунгом «Тихвину — высокую культуру». Фотографии из «Третьего действия»: Анна Богданова, Анна Воробьева, Клавдия Еремина, Сусанна Щербакова, Сергеев, Мартынов, Корский... Какой артистизм поз, поворотов головы, взглядов. Они и здесь кого-то играют. Вот они после пьески Тэффи: женщины играют мужчин, мужчины __ женщин. Еще нет острых проблем с реквизитом и костюмами — офицерская форма, сабли, трости, фраки... (Фото из архива Н. Г. Никонова) Поздно полу-посчастливилось мне. Приоткрылась жизнь одной из самых ярких женщин Тихвина — Ольги Петровны Белозеровой. А была долгие десятилетия такая в нашем городе игра — определять самую красивую барышню. Перед революцией симпатии тихвинцев разделились: школьницы считали своим идеалом красиво одетую, скромную, типично русской красоты Маню Кирпичникову; купечеству нравилась Лиля Дуракова. Но большинство — дворяне, чиновники, мещане — называли «Звездой Тихвина» веселую, пышную блондинку Олю Белозерову. Не одну голову вскружила она. Ее чары были настолько сильны, что и через 50 лет мне, собиравшему «крохи» о ее жизни, старые уже женщины говорили ревниво и негодующе о ней: «У-у, артистка!», словно боясь, что она и после своей смерти может, если захочет, «увести» их умерших и погибших женихов и мужей. Куда ж, как не на сцену, должна была прийти такая артистическая личность. И она играла, ею любовались, аплодировали, провожали домой. Ольга Белозерова. Фото из архива Н. Г. Никонова. «Тихвинского» поклонения ей было мало, да и дух театральности уходил из родного города, и, выйдя замуж за бывшего офицера русской армии и взяв его фамилию Радкевнч, она уезжает в Ленинград. В столицу соискатели славы стекались со всей страны. Провинциальной подготовки Ольге Петровне не хватило, и она становится первоклассным модельером, что было близко к ее дорогому театру. Дома же разучивались до почтенного возраста этюды, которые иногда запечатлевал фотограф. А офицера Радкевича еще в Тихвине полюбила скромная, малозаметная девушка. Она поехала за молодыми супругами в Ленинград, ходила к ним в гости, жила, ждала. Прошла молодость, война и еще несколько десятилетий. Ольга Петровна умерла. Маленькая, уже пожилая женщина наконец-то вышла замуж за любимого, старого и больного человека, который вскоре скончался у нее на руках. Когда я пришел к ней за обещанными фотографиями, старушка достала альбом и начала с ожесточением вырывать из него фотографии, где Ольга Петровна была рядом с мужем. Маленькая, старая женщина рвала бесценные для меня фотографии, а я молчал: заканчивалась жизненная трагедия тихвинской Сольвейг... И еще я знал младшую сестру Ольги Белозеровой — Елену Петровну, но — сейчас кусаю локти — я не думал, что они сестры... Тихвинский театр умирал. Уезжали, либо становились мелкими служащими его актеры. Программки печатались уже на пишущей машинке под копирку. На сцену вышел комиссар из Ленинграда Павел Андреевич Сергеев, человек не без таланта, еще с дореволюционным сценическим опытом. Он вывозил тихвинских актеров в гражданскую войну на фронт под Медвежьегорск, где было дано несколько спектаклей-концертов. Сергеев сочинял басни, стихи и сам же обыгрывал их на сцене. Надев красную и черную перчатки, он изображал ими борьбу «царской реакции с «красной крамольницей». При последних словах стихотворения: «Так и борись же, Наша любимая, С черной рукой до конца! Я ж благодарен, о, милая, красная, Ты всю Россию спасла», — красная побеждала черную. Идеология побеждала театр. Тихвинский театр превратился в художественную самодеятельность. Действие четвертое
началось в начале 60-х годов «Вассой Железновой»...
Николай НИКОНОВ Текст эссе впервые был опубликован в альманахе «Тихвинец» в 1994 г., в № 1(13), С. 54-58 | |
Просмотров: 1258 | | |
Всего комментариев: 0 | |
| |