Главная » Статьи » Тихвин и тихвинцы в художественной литературе.

А. А. Титова. Памятник "Владимиру Ленскому".

Памятник «Владимиру Ленскому»

 

13 июля в деревне Пашозеро был открыт памятник поэту Александру Абрамовичу Крылову.

Он родился в Вытегре в семье олонецкого помещика. Обычно годом его рождения считается 1798, но в формулярном списке 1825 года, хранящемся в ЦГТА, значится 1793 г. После окончания Санкт-Петербургского педагогического института служил в Санкт-Петербургском училище глухонемых, работал над созданием азбуки для слепых.

23 янв. 1819 г. Александра Абрамовича избрали членом Вольного общества любителей российской словесности, почетным членом которого был А.С. Пушкин. Трудно сказать, были они знакомы или нет, но в переписке Пушкина имя А.А. Крылова встречается. Крылов становится 108-м членом этого общества. Спустя месяц, 20 февраля 111-м членом ВОЛРС станет Яков Иванович Бередников, с которым Крылова свяжут узы дружбы до конца жизни. Александр Абрамович был одним из редакторов издания Вольного общества –  «Соревнователя просвещения и благотворения», печатал в нем свои переводы из Вольтера и Делиля, подражания Оссиану. Его стихотворение «Оскар и Дермид» до опубликования читалось на публичном собрании Общества 26 марта 1818 г. Крылов также увлекался французской элегической поэзией XVIII века, с характерными чертами преромантизма (Мильвуа, Парни). Его стихи часто писали в дамских альбомах того времени.

В 1821 г. А.А. Крылов оставил службу (видимо в связи с женитьбой) и поселился в своем имении Кулыгино в Лукинской волости Тихвинского уезда (ныне место усадьбы находится на территории д. Лукино Пашозерского сельского поселения Тихвинского района). Этому посвящено стихотворение П. Теряева «Крылову. На отъезд его в деревню» и строки самого Крылова, в которых мы видим знаменитый лукинский водопад «Кипуны»:

«Как узник в радости, покинув мрак темницы,

Встречает солнца луч златой,

Так я, освободясь из скучных стен столицы,

Любуюсь юною весной!

 

Светлей горит зоря на облаке румяном

Перед весенним, ясным днём,

И диких скал верхи, обвитые туманом,

Сияют радужным огнём!»

При въезде в д. Лукино  слева была часовня, справа – усадьба с садом (яблони, орехи, ели – по краю дороги; яблони – понизу).  После ранней смерти Александра Абрамовича в 1829 г. его жена с тремя детьми Константином, Александрой и Надеждой, жила еще несколько лет в усадьбе – до 1838 года, потом Крыловы переехали в Петербург. Одна из дочерей Александра Абрамовича продолжила служение литературе – Надежда Дестунис писала стихи, стала известным писателем и публицистом, автором нескольких книг, в т.ч. «Деревня. Разсказы для юношества о сельской природе и быте», имевшей громадный успех. В 1911 г. хозяином усадьбы был А.М. Кузнецов. Жило в усадьбе 11 человек (5 женщин и 6 мужчин). Занятия – земледелие и торговля лесом. Одно жилое строение – длинный, одноэтажный, обшитый дом. В начале 1930-х годов в нём разместится школа. В 1937 году этот дом сгорит. Фруктовый сад вымерзнет в годы войны. Поле, где стояла усадьба, до сих пор называется Барское.

В январе 1821 года «по выбору дворянства» Александр Абрамович стал почетным смотрителем Тихвинского уездного училища. Он пожертвовал училищу свою библиотеку и заботился о её пополнении. При нем ежегодно устраивались торжественные выпускные акты, где ученики выступали с собственными речами и сочинениями.

Крылов сблизился с кружком тихвинской интеллигенции, собиравшимся вокруг А.П. Римского-Корсакова, отличавшимся литературными интересами и нечуждым политического вольномыслия, «тихвинскими пестелями». В одном из альбомов Софьи Васильевны можно видеть посвященное ей стихотворение Крылова.

В 1820-22 годах поэтическая деятельность А.А. Крылова наиболее интенсивна. Он пишет несколько любовных элегий, упрочивших в литературных кругах его репутацию талантливого элегика. В числе стихотворений 1821 года его лучшая элегия «Недоверчивость»:

«Не спрашивай, зачем я так уныл!

Ты знать должна вину моей печали:

Мой взор тебе давно ее открыл,

Когда об ней уста мои молчали...»

Критик и поэт П.А. Плетнев в письме к графине Н. о русских поэтах (1824 г.) между характеристиками Дельвига и Баратынского помещает отзыв о поэзии Крылова: «Есть дарования, которые подобно дубравным цветам, не любят блеска. Они расцветают в тени, благоухая в уединении. Их встретит там нечаянно блуждающий без цели путешественник и сохранит их только в тихом своем воспоминании. Но их свежая сторона тем не менее привлекательна... Любители поэзии с первого раза приметили в них истинные чувства, оригинальный слог и верный вкус... Крылов отличается особенным мужеством языка. В нем нет тех блестящих украшений, которые заметны в первых опытах подражателей, заимствующих оные от первоклассных поэтов. Он идет собственною дорогою, что еще более ручается за истину его дарования. Можно даже сказать, что его стихи много бы потеряли, если бы их одеть в сии временные, скоро преходящие украшения...»

Произведения А.А. Крылова печатались в «Соревнователе просвещения и благотворения» «Благонамеренном», «Северных Цветах». Среди опубликованных произведений стихотворение «Н.Н. Уньковскому», посвященное соседу, пашозерскому помещику, либо титулярному советнику Никифору Никифоровичу Унковскому, либо его отцу поручику Унковскому, тоже Никифору Никифоровичу, похороненному на Пашозерском погосте, (его надгробие было недавно найдено пашозерскими краеведами).

Яков Иванович Бередников и Павел Петрович Римский-Корсаков бывали в гостях в Кулыгино, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма. Между Санкт-Петербургом, Тихвином и усадьбой Кулыгино, одной из самых дальних в Тихвинском уезде идет активный обмен книгами, журналами, новыми стихами, отзывами о литературных новинках. Дошел до Кулыгино и «Евгений Онегин». К сожалению, мы не знаем, узнал ли Александр Абрамович себя во Владимире Ленском.

В 1820-х годах в литературных кругах шел спор между двумя течениями – гедонистической поэзией, «вакхическими поэтами» (Баратынский, Дельвиг и др.) с одной стороны и «благонамеренными» «унылыми элегиками», ратовавшими за «высокую поэзию» с другой. Пушкин следил за дискуссией, и хотя отдавал предпочтение гедонистам, особо ценя Баратынского, но с интересом и симпатией относился и к их противникам. Владимир Ленский – созданный  с иронической приязнью собирательный образ «унылого элегика», труды которого «конечно мать Велела б дочери читать»:

«Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна

В пустынях неба безмятежных,

Богиня тайн и вздохов нежных.

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль,

И романтические розы...»

В черновых вариантах строф, посвященным «литературной дуэли», Пушкин использовал прямые цитаты из поэтической переписки, в том числе и формулы, которые употребил Крылов в своей полемике с Баратынским: «перед судом завидной славы» «вам нет венца», «потомство в ней откажет вам».

Ленский, в отличие от Крылова, получил образование в Германии, был «воспламенен» Шиллером и Гете, а не французской поэзией, но есть и прямые совпадения: отъезд в деревню, ранняя смерть, и, что главное, схожесть духовная. Но, судя по тому, что жена Крылова старалась развить в детях любовь к труду и русской литературе, он женился скорее на «Татьяне», чем на «Ольге».

В последние годы своей жизни Крылов изучил итальянский язык и готовился переводить на русский язык итальянских поэтов. Он оставил план исторического романа, в котором предполагал изобразить обычаи и поверья провинциальной Руси XVII века, но не успел исполнить задуманное.

Зимой 1828-1829 года Крылов тяжело заболел; результатом болезни были психическое расстройство и слепота. 14 июля 1829 года Крылов скончался в своем имении Кулыгино и был похоронен на Пашозерском погосте рядом с церковью. На могильном камне была эпитафия:

«Путник, узнай!

Здесь лежит аонид

вдохновенный питомец.

Грудь младого певца

огонь вдохновения сжег».

Бередников Я.И. писал в некрологе: «в продолжении всей зимы томился мучительною болезнью, сопряженною с временным расстройством умственных способностей, следствием глубокой чувствительности; но не переставал, по мере сил своих, обращать внимание на науки и русскую литературу, страстно им любимую». А.П. Римский-Корсаков в письме от 20 августа 1829 г. из Петербурга сообщал Бередникову, что «с удовольствием читал» этот очерк.

Яков Иванович посвятил ушедшему другу и стихотворение:

«Зачем умолк, младой певец,

И не пленяешь нас стихами?

Нет, не увял, – клянусь богами! –

Твой поэтический венец.

Он свеж и жив, как щеки девы,

Любовью вспыхнувши порой,

Как стих Языкова лихой

И вдохновенные напевы,

Или, над Урьею родной,

Твой ключ гремучий и живой».

В 1930-х гг. Пашозерские церкви были разрушены, на погосте запрещено хоронить (на окраине деревни было создано новое кладбище), многие могилы разорены, надгробные плиты использовались для строительства фундаментов и как порожные камни.

Безуспешные поиски надгробия Крылова постепенно привели к мысли поставить новый памятник. Деньги пашозеры собирали всем миром. Главной движущей силой этой идеи была Лидия Сергеевна Калинина.

В результате долгих хлопот был создан очень красивый памятник с той же эпитафией, которая была на надгробной плите. Памятник установили на примерном месте захоронения. На открытие памятника приехали почетные гости из Тихвина и Тихвинского района, в том числе А.В. Лазаревич, В.В.  Шамшурин, С.В. Князев, сотрудницы Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова Л.Э. Голицына и Н.Н. Петрова, подарившие пашозерам копию стихотворения А.А. Крылова из альбома Софьи Васильевны Римской-Корсаковой.  После открытия памятника состоялся концерт с песнями коллектива Шугозерского досугового центра «Кружева» и автора исполнителя Леонида Соколова, своими стихами почтили память поэта XIX века Людмила Романова и Евгений Носков из Шугозера, пашозерка Анна Вдовина, Александр Беляков (Санкт-Петербург – Урья), тихвинский поэт Татьяна Игнатьева. Стихи звучали разные – веселые и печальные, более совершенные и менее, но все от сердца. И так как Пашозерское сельское поселение имеет в нашем крае самые богатые литературные традиции (с ним связаны имена таких литераторов как Василий Пулькин, Василий Бетаки, Глеб Горышин) возникла новая идея – проводить в Пашозеро литературные Крыловские чтения. И, поскольку 2015 год объявлен Годом литературы, может быть и эта идея пашозеров осуществится.

А. Титова

 

Благодарность за помощь в создании памятника приносится

Тихвинскому отделению партии «Единая Россия» и лично Лазаревичу Александру Владимировичу,

Тихвинскому отделению партии ЛДПР и лично Шамшурину Владимиру Валентиновичу,

Тихвинскому отделению партии КПРФ и лично Лопатиной Валентине Михайловне,

МП «Агентство развития «Вепсский лес» и лично Князеву Сергею Валентиновичу,

Природному парку «Вепсский лес» и лично Кусей Елене Евгеньевне и Кузнецову Валерию Вячеславовичу,

Администрации Пашозерского сельского поселения и лично Воронцевой Надежде Викторовне,

учителям МОУ «Пашозерская ООШ» и лично директору школы Окуневой Татьяне Викторовне,

директору Пашозерского Досугового Центра Мошниковой Марине Валентиновне,

Пухову Николаю Вениаминовичу,

Пухову Сергею Вениаминовичу.

 

 

Категория: Тихвин и тихвинцы в художественной литературе. | Добавил: TVC (24.05.2015)
Просмотров: 2169 | Теги: Литературная жизнь, Тихвинский край, Римский-Корсаков, Тихвин, Александр Абрамович Крылов, поэты, литераторы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас, Гость!
Суббота, 21.12.2024