Главная » Статьи » История Тихвинского края с древнейших времен. » Персоналии

Дело Висленевых.

Дело Висленевых.

 

Тихвинский Введенский женский монастырь.

В Библиотеке-социокультурном центре ТЭФФИ есть коллекция книг по истории  И. В .Фомина. В ней много интереснейших источников и некоторые из них проливают свет на прошлое нашего края и населявших его людей. Мы будем представлять вам эти уникальные материалы и документы.

Сегодня мы представляем маленький фрагмент из книги:

([Дело Агафьи Тимофеевны Висленевой]//Семенова Л. Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в.  - Л. : Наука ,1982 . – С. 59-60), рассказывающей о тяжком положении женщин.

Еще два столетия тому назад россиянки были угнетаемы и абсолютно бесправны, причем это касалось представительниц всех сословий. Для представителей старинного знатного рода Висленевых это  один из фрагментов их семейной хроники. А для нас с вами еще одно подтверждение  того, что расхожее в советскую эпоху словосочетание «монастыри-тюрьмы», вполне относилось и к тихвинским монастырям.

 «Показательным было дело о разводе помещицы А. Т. Висленевой. Агафья Тимофеевна Вындомская, по первому мужу Качалова, вышла замуж вторым браком за Петра Денисова Висленева и прожила с ним 27 лет. В 1718—1719 гг. Петр Висленев и его сын. от первого брака Гаврила посадили ее на цепь, подвергли «смертному бою» и написали от ее имени отступное письмо на все ее вотчины и дворовых людей в пользу Гаврилова сына Игнатия. Затем Висленев насильно постриг жену, в тот же день его люди отвезли новоявленную монашенку в Тихвин и бросили ее там, «а вклада ни в которой монастырь ей на пропитание не оставили и кельи ей не купили». Висленевых подвела их жадность. Если бы они дали какой-то вклад в монастырь, Агафья Тимофеевна, вероятно, там бы и осталась. Но, оказавшись без всякого жилья и средств к существованию, она обратилась с прошением к архиерею. Новгородским архиереем в 1721 г. был Феодосий Яновский, дело получило ход. Факты, изложенные в челобитной Агафьи Тимофеевны, подтвердил вызванный на допрос иеромонах Корнилий, постригавший ее. По словам Корнилия, Висленевы вызвали его к себе в дом «для некоторой нужды». Затем Петр Висленев объявил иеромонаху, что жена его хочет постричься. На вопрос Корнилия, есть ли указ о пострижении, Петр ответил отрицательно, но уехать иеромонаху не дал, насильно удержав его. На следующий день Агафья Тимофеевна объявила Корнилию, что она постричься в монахини не хочет, но противиться не смеет и спорить не будет. Помещики запугали и женщину, и монаха. Они предупредили Корнилия, что ему не быть в местном монастыре, если он не исполнит их требования. Гаврила Висленев принес монашескую одежду. Иеромонах читал по требнику, Гаврила пел и пострижение состоялось.

Петр I пытался пресечь практику насильственных пострижений при разводе. По его указу архимандрит Феодосий Яновский освобождал от монашества насильственно постриженных инокинь. Когда А. Т. Висленева обратилась 20 мая 1721 г. в Синод, спрашивая жить ли ей монахиней или белицей, Феодосий велел ей монашество оставить и жить в мире.»

Подготовка текста и комментарии Т. Владимировой

Категория: Персоналии | Добавил: TVC (09.07.2016)
Просмотров: 116 | Теги: Висленевы, Вындомские, Тихвинские помещики, Тихвинские монастыри, Тихвин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас, Гость!
Вторник, 24.10.2017