Главная » Файлы » Персоналии » Литераторы.

А. А. Титова.«Вино – не вода, человеку беда»: «трезвенная» деятельность И. П. Мордвинова.
18.10.2018, 18:49

А. А. Титова,

библиограф по краеведению

Тихвинской Центральной районной библиотеки им. И. П. Мордвинова

 

«Вино – не вода, человеку беда»:

«трезвенная» деятельность И. П. Мордвинова

 

«Полезный совет.

"Не о хлебе едином бывает жив человек". – Ради забот о хлебе объединяется народ в кооперативные общества. И ради запросов духа тоже надо объединять в общества. Устраивайте общества просвещения, самообразования, трезвости».

Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год

 

Исаакий Петрович Мордвинов родился 5 июля 1871 г. в д. Жилая Глина Большегорской волости Тихвинского уезда Новгородской губернии.

При помощи В. Д. Кренке[1] Мордвинов поступил в знаменитую новгородскую Александровскую школу, готовившую учителей. По ее окончании работал в школах Тихвинского уезда и в Григорьевской земской сельскохозяйственной школе в Новгороде. Тогда же начал выступать в печати. Произведения И. П. Мордвинова публиковались в изданиях: «Детское чтение», «Север», «Вестник трезвости», «Стрекоза», «Осколки», «Беседа», «Наука и жизнь» (С.-Петербург), «Литературные вечера» (Москва), «Осы» (Томск), «Овод» (Иркутск), «Заря жизни» (Екатеринбург) и др.

Молодой учитель участвовал в земских кампаниях по борьбе с голодом и холерой, был избран санитарным попечителем всего Тихвинского уезда. Участвовал и в нелегальной работе, попал под подозрение полиции и был привлечен к дознанию. Вынужденно покинул Тихвинский уезд и перевелся учителем в Лужский уезд. В 1896 г. переехал в Лифляндию, в г. Валка, работал учителем русского языка в железнодорожной школе. Здесь он женился на Марте Пренцовне Вáвер.

Исаакий Петрович продолжал активно участвовать в революционной деятельности. Он примкнул к революционному кружку польской социалистической партии, а позже к организованной в Риге латышской рабочей социал-демократической партии. Некоторое время скрывался, сначала в Каролен, затем в Пскове, где вступил в партию эсеров.

В октябре 1910 г. Мордвинова арестовали. В конце 1912 г. Мордвинов был освобожден из заключения и вернулся в Тихвин. Здесь Исаакий Петрович познакомился с Сергеем Александровичем Цвылевым, сыном петербургского купца – неподалеку от Тихвина была усадьба Цвылевых «Исадский Бор».

С. А. Цвылев

С. А. Цвылев становится участником всех просветительских начинаний Мордвинова, оказывает им финансовую поддержку. Мордвинов и Цвылев были в числе членов-учредителей Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древностей, позже превратившегося в самостоятельное общество, которое заложило основы местного краеведения. И. П. Мордвинов был секретарем ТО НОЛД. В 1914 г. был основан ежемесячный краеведческий журнал «Тихвинец». В доме, который Цвылев купил для Мордвинова, начал действовать первый в Тихвине музей; в уезде проводились исследовательские экспедиции.

В 1916 году Исаакий Петрович поступил на службу в тихвинское земство инструктором внешкольного образования.

После Октябрьской революции И. П. Мордвинов остался на прежней должности. В апреле 1918 года он, по поручению местного совета, основал в Тихвине газету «Наш край». С конца 1918 г. Мордвинов преподавал на курсах внешкольного образования в Петрограде, позже – в Институте внешкольного образования.

Из-за болезни ему пришлось вернуться в Тихвин. Здесь он читал педагогические дисциплины в Тихвинском педагогическом техникуме, был уполномоченным Главархива и отдела по делам музеев в Тихвинском уезде. В 1920–1921 гг. Мордвинов заведовал губернским отделом охраны памятников.

В 1919 г. он был арестован, но ненадолго, вновь арестован в 1921 г., освобождён через 3 месяца, без предъявления официального обвинения.

Мордвинов был замечательным педагогом-практиком, он широко пропагандировал идею организации детской жизни в школе, подчеркивая воспитательное значение клубных занятий с детьми, школьных праздников и других подобных форм, организовывал культурно-просветительные общества, народные библиотеки, ездил по деревням с передвижным киноаппаратом «Кок», сопровождая сеансы беседами. Вместе с сыном Антонием, будущим геологом, обследовал Тихвинский уезд.

Как ученый Исаакий Петрович занимался историей, этнографией, краеведением, в том числе, краеведческой библиографией. Интерес к прошлому возник у него уже в юности. Он записывал предания, разыскивал старые рукописи.

Мордвинов был членом-сотрудником Археологической комиссии при Академии наук, состоял во многих научных организациях: Новгородском обществе любителей древности, Русском историческом обществе, Псковской губернской ученой архивной комиссии.

Опубликованы и переиздаются исторические работы И. П. Мордвинова: «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье», «Шведское разорение в Тихвине», «Тихвин и Столбово, 1609–1617 гг. », «Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год» и др.

Скончался И. П. Мордвинов 31 марта 1925 г. в Тихвине. Похоронили его в Большом Богородицком монастыре около Успенского собора.

 

«Из всех отраслей культ. просв. дела И. П. всего более поработал в области трезвенной пропаганды», – писал ученик, друг и соратник Мордвинова Владислав Иосифович Равдоникас[2]. Он утверждал, что изначально Мордвинов открыл в Валке «русское общество трезвости совершенно нового просветительного типа» для ведения революционной и просветительской деятельности, но «С течением времени он увлекся борьбой за трезвость ради нее самой и среди трезвенных деятелей в России выдвинулся на одно из первых мест. Борьбу с народным пьянством он понимал очень широко, – как борьбу за организацию разумных развлечений, за поднятие культурного уровня народа, и мыслил ее в форме разносторонней культурно-просветительной работы. Общество трезвости, по его мнению, должно быть универсальной формой внешкольной работы, – клубом, народным домом, театром, библиотекой, а трезвенник пропагандист должен быть внешкольником»[3].

Тщательно изучила антиалкогольную деятельность Исаакия Петровича Мордвинова Екатерина Константиновна Спиридонова. Этой деятельности посвящены два параграфа в главе № 3 «Просветительская деятельность И. П. Мордвинова» ее диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова (1871–1925 гг. )»[4]: § 2. Взгляды И. П. Мордвинова на вопросы борьбы за трезвость и его антиалкогольные работы; § 3. Работы о детском алкоголизме и о трезвенном воспитании детей.

 

Неприятие пьянства было основано на личных впечатлениях Мордвинова: «Если я, положим, прожил в деревне 20 лет, близко видел и ощущал деревенскую пьяную разруху – пропой мирских денег и имущества, от полевых участков до деревенского быка включительно, пропой урожая, заработка, имущественного инвентаря, – то мое личное убеждение в том, что народ беднеет от пьянства, не может быть неискренно: это убеждение навязано мне самою жизнью, навязано очевидностью, и я не могу от него освободиться»[5].

Конечно, пьянство было бедой не только крестьянской жизни: «Почему пили и пьют выдающиеся, передовые люди? вполне сознающие, конечно, ужасающий вред опьянения? В силу угнетения духа. Условия среды, эпохи, общественного строя угнетали их, парализировали их духовные силы, не давали последним действовать в потребном направлении, – и в результате получилось пьянство, позволяющее человеку забыть все невзгоды, обиды, и томительные боли неудовлетворенного бытия»[6].

В дневниковых записях[7] Исаакия Петровича упоминания о водке и пьяных идут исключительно в негативном ключе: «9 мая. <…> Заходил Левихин. Разсказал, как у него умерла дочурка от воспаления мозга. В гостях напоили девочку разными водками, а на утро она и головы не подняла. Умерла – 9 дней не хоронили; думали – жива»[8]; «Вчера перед моими окнами разыгралась возмутительнейшая сцена. Два пьяных эстонца били какого-то латыша»[9] и т.п. Особенно много таких записей в дневнике за 1917 год: «По берегу реки гулял какой то пьяный солдат и стрелял в окна домов»; «Враг на пороге, а в доме братоубийство и пьяное зверство»; «С пьяными красногвардейцами не могут справиться сами большевики»; «Какой то господин, явившийся в склад, разсказал самую последнюю новость: „Галич пал!” – не австрийский, а костромской. Солдаты разгромили винный склад, расхитили водку и спирт, перепились, зажгли город, пограбили и побили население, насиловали и резали женщин. Часть погромщиков проехала мимо Тихвина в Питер с запасами водки. Смеялись: „приятно попить николаевскую слезу”»[10] и т.п. Негативное отношение к алкоголю сохраняется в случае употребления его самим Мордвиновым: «Вечер прошел очень глупо – за водкой. Собралась разнокалиберщина, сидели до 5-го часа утра и говорили о пустяках»[11]. Упоминания о том, что сам И. П. Мордвинов изредка выпивал встречаются в дневниковых записях за 1899–1900 гг. «Позднее в дневниках уже не говорится об употреблении алкоголя, время от времени внимание уделяется размышлениям о трезвости»[12].

И. П. Мордвинов в 1907 году.

Без негативной окраски употребление алкоголя встречается в дневниках только раз – по случаю рождения первенца Антония: «Несмотря на свою нервозность, я выдержал характер и казался вполне спокойным, хотя этому в большей мере помогла водка. <…> Стакан водки с крепким чаем успокоил меня»[13].

Исаакий Петрович не только декларировал: «Каждый убежденный трезвенник, каждый общественный работник священник, учитель, врач – могут и, как сознательные граждане, должны пропагандировать при каждом удобном случае идеи трезвости»[14], но сам весьма активно следовал своему призыву.

Способы пропаганды трезвости И. П. Мордвинов видел масштабно и комплексно. Он предлагал и использовал сам самые разные формы «трезвенной» деятельности – книги и статьи, антиалкогольные выставки, «трезвенные» музеи, народные праздники. Говоря о группах средств борьбы с алкоголизмом в обществах трезвости, он перечислял шесть их видов (разрядов): 1) воздействие духовно-нравственного характера; 2) средства объединительного характера (сплочение коллективных сил); 3) образовательные; 4) содействующие подъему материальной культуры; 5) благотворительные средства; 6) разумные развлечения154[15]. «В 1915 г. выставки антиалкогольные и военного лубка (т. е. картин) в с. Мелегиже и ус. Исадский Бор. Статьи о них в „Родной Жизни” 1915 т. – „Выставка народных картин в деревне” № 28 и „Деревенская антиалкогольная выставка” – № 30; в „Новг. Севере № 60 – „Народный праздник и выставка лубков”. Опыты оказались удачными. Предполагается устройство передвижных выставок антиалкогольных и по родиноведению – „Наш край”.

Народные праздники. Были в 1915 г. удачные опыты – в с. Мелегиже (по почину свящ. П. Созина) и в ус. Исадском Бору С. А. Цвылева. В Мелегиже праздник состоял из костюмированных шествий, спектаклей, игр, танцев, музыки и др. В Исадском Бору особенно удались игры на призы. Статьи о них: – „Новые деревенские праздники”, – „Родная Жизнь” 1915 г., № 40; – „Новый деревенский праздник”, –„Новгород. Север”, № 59; Руководящая ст. в „Вестник Трезвости” 191 б г., № 258 – 259, – „Деревенские праздники, как новое культурное дело”.

Новгор. губ. зем. собрание 1916 г. постановило – издать для распространения по губернии доклад И. Мордвинова: „Новые деревенские праздники и работа по их организации”»[16].

Видение картины в целом проявилось в методике проведения народных чтений, которые, по мнению Мордвинова, должны были проводиться не только о «неупотреблении» алкоголя, но и на другие темы: медицина, гигиена, сельское хозяйство и пр. Он полагал, что любая интересная и полезная тема была способна отвлечь народ от пьянства.

Синтетический подход проявлялся у И. П. Мордвинова и в работе с обществами трезвости. Эти общества, в его представлении, могли подразделяться на самостоятельные кружки, которые занимались узконаправленной деятельностью: духовно-нравственный, хозяйственный, специальной трезвенной борьбы, экономический, благотворительный, драматический, певческий, музыкальный, библиотечный, народных чтений, фотографов-любителей, педагогический, общеобразовательный, развлечений и увеселений (им проводились игры и танцевальные вечера), женский (занимался воспитанием семейной трезвости). Такой подход к делу не только служил ему на пользу, но и позволял Исаакию Петровичу реализовывать его разнообразные таланты.

В деле просвещения И. П. Мордвинов был приверженцем передовых технологий, в том числе, и в антиалкогольной пропаганде. Например, он пропагандировал использование световых картин, фотографий, кинематографа.

Принцип наглядности был для Исаакия Петровича одним из основополагающих. Он считал важным применение вспомогательных наглядных пособий. Благодаря ещё одному из своих талантов – художника, он самостоятельно готовил наглядный материал для трезвенных чтений, декорации для народных спектаклей, сам иллюстрировал свои издания (например, «Первую школьную книжку о трезвости»)[17].

Особое внимание Исаакий Петрович уделял обществам трезвости, существовавшим при многих церквях и школах Тихвинского уезда: «В виду наклонности народа возместить отсутствие водки суррогатами, необходимо усилить проповедь трезвости. Рекомендуется оживление существующих и учреждение новых общ. трезвости. Все указания можно получить от инструктора, уже много работавшего по антиалкогольной пропаганде»[18].

И. П. Мордвинов «писал, что разного рода „попечительства” о народной трезвости использовали только образовательные средства, не допуская при этом народ в собственный состав. И. П. Мордвинов отмечал их вялое развитие и низкую продуктивность. <…> Напротив, церковно-приходские братства и общества трезвости, образованные при поддержке Церкви, при помощи проповедей и благодаря осознанно установленной цели воздействовать на многих людей, достигали наилучших результатов в антиалкогольной пропаганде»[19]. Духовенство смогло принять деятельное участие в борьбе за трезвость и возглавить ее во время «антиводочной революции» 1859 г., продолжить эту работу и на рубеже XIX–ХХ вв. И. П. Мордвинов особенно ставил во внимание подвижнический образ жизни сельских священников, боровшихся за трезвость. Он писал: «В то время, когда за трезвость ломаются копья на думской трибуне, на кафедрах ученых обществ, на газетных страницах; когда, по-видимому, кипит горячая работа, сулящая народу что-то когда-то, – напрягающая все силы к поимке проблематического журавля, <…> там, в глуши деревень, среди невежественного, косного, убогого крестьянства, без шума и блеска ширится и растет подлинная активная борьба с алкоголизмом, влагающая в руки народа ту самую синицу, которая так нужна ему в настоящий момент. И дело этой, безусловно, значительной по результатам и размерам борьбы выносят на своих плечах, руководимые служителями церкви, общества трезвости – те самые, бедные материально, но богатые духовно общества, к которым, в силу некоторых досадных недоразумений и случайных исключений, так пренебрежительно относится большинство представителей современной интеллигенции»[20].

И. П. Мордвинов активно сотрудничал с Александро-Невским обществом трезвости при Воскресенской церкви (г. Санкт-Петербург), преобразованным позже во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости. В 1911 г. в печати он был охарактеризован как один из выдающихся работников АНОТ. «Это Общество являлось тогда крупнейшей подобной организацией в России. За годы своей деятельности оно зарегистрировало более 200 тысяч членов-трезвенников, построило несколько храмов, организовало несколько тысяч богослужебных и внебогослужебных бесед, оказывало влияние на многие трезвенные организации по всей стране»[21]. И. П. Мордвинов установил контакты с представителями АНОТ в 1906 г.: «Еще в Валке он завязал сношения с Александро-Невскнм обществом трезвости в Петербурге, руководимым свищ. Галкиным, П. Миртовым и др. Это общество имело значительные средства, содержало свою типографию, издавало журнал («Трезвая жизнь»), в котором И. П. и был постоянным сотрудником»[22]. Журнал выходил с 1901 по 1917 гг. И. П. Мордвинов был не только автором, но и сотрудником редакции. В типографии АНОТ было издано около полусотни книг Мордвинова. В этой же типографии работал Рихард Карлович Спренне (7 февраля 1885 г., Замок-Луганская вол., Валкский уезд, Лифляндская губ. – 8 мая 1918 г., г. Тихвин), латыш, лютеранин, социал-демократ, железнодорожник, переводчик.

Спренне Р. К.

С ним Мордвинов познакомился в г. Валка, принимал участие в жизни Рихарда Карловича и далее, в том числе поспособствовал его устройству на работу в АНОТ. Руководителем Александро-Невского общества трезвости был о. Петр Алексеевич Миртов (1871 г. – 1925 г.), митрофорный протоиерей Воскресенской церкви, писатель, редактор журналов «Отдых Христианина», «Трезвая Жизнь» и «Воскресный Благовест» (г. Петроград), в которых тоже печатался И. П. Мордвинов. И П. А. Миртов, и Р. К. Спренне были членами Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древности.

И. П. Мордвинов от лица АНОТ отвечал подписчикам журнала «Трезвая жизнь», расширяя свою осведомленность по различным вопросам жизни трезвенных организаций, на основе чего был подготовлен труд «Общество трезвости, жизнь и работа в нем» (1910 г.)[23], где систематизировал и обобщил опыт организации обществ трезвости.

Была насущной проблема взаимодействия многочисленных российских обществ трезвости. В статье «Александро-Невское общество трезвости в С.-Петербурге» Исаакий Петрович писал: «Общество давно уже перестало быть исключительно столично-местным просветительным учреждением. Его влияние через журналы и книги, а также через пути живого общения с провинцией, сказываются на многих, подчас весьма отдаленных уголках России. Благодаря воздействию общества всюду возникают, растут и развиваются новые ячейки трезвости. Общество уже приступает к объединению всех этих трезвенных организаций в единый Всероссийский трезвенный союз»[24].

И. П. Мордвинов принял активное участие в Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством. (СПб., 28 декабря 1909 – 6 января 1910), представив ряд докладов, позже, видимо, опубликованных. В качестве корреспондента от АНОТ в 1909 г. он был командирован в Москву на Первую Всероссийскую выставку по алкоголизму. Огорчался, что экспонаты от провинциальных обществ трезвости на выставке отсутствовали[25].

В собрании И. П. Мордвинова сохранились 25 оригиналов писем от известнейшего деятеля в области борьбы за трезвость, выдающегося педагога Сергея Александровича Рачинского к священнику Петру Белоцветову 1890–1899 гг. В 1904 г. письма были переданы в редакцию АНОТ в Петербурге, а по прекращении его деятельности остались у сотрудника редакции И. П. Мордвинова. Он, понимая ценность попавших к нему писем, видимо, собирался направить их в рукописное отделение Российской публичной библиотеки, предварительно сделав копии некоторых из них. Но в итоге и оригиналы, и копии И. П. Мордвинова сохранились в СПбИИ РАН. «Благодаря щепетильному подходу И. П. Мордвинова к хранению письменных источников до нас дошли и другие ценные материалы, связанные с историей борьбы за трезвость в России. Сохранение этих источников также позволяет говорить о важной просветительской роли И. П. Мордвинова как борца за трезвость»[26].

 

[1] Виктор Данилович Кренке (1816–1893), генерал-лейтенант, просветитель, литератор.

[2] Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. Очерк жизни и деятельности (1871 – 1925). Тихвин: Советская типография, 1926. С. 27.

[3] Там же. С. 27.

[4] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова (1871–1925 гг.) диссертация … кандидата Исторических наук: 07. 00. 02 [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет], 2016. 290 с.

[5] Мордвинов И. П. Правда та и эта // Трезвая жизнь. 1908. № 5–6. С. 149.

[6] Дневник И. П. Мордвинова за 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 16об., 17.

[7] Цитаты из дневников И.П. Мордвинова приведены по публикациям Е.К. Спиридоновой и П. Самокрасова.

[8] Дневник И. П. Мордвинова за 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1.

[9] Дневник И. П. Мордвинова за 1897 г. ЦГИА СПб, фонд 2253. Оп. 1.

[10] Дневник И. П. Мордвинова за 1917 г. ЦГИА СПб, фонд 2253. Оп. 1.

[11] Дневник И. П. Мордвинова за 1897 г. ЦГИА СПб, фонд 2253. Оп. 1.

[12] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 152.

[13] Дневник И. П. Мордвинова за 1900 г. ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

[14] Мордвинов И. П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С. 4.

[15] Мордвинов И. П. Справочник. Схематический план работы современного общества трезвости // Трезвая жизнь. 1909. № 3–4. С. 127.

[16] Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. Тихвин, 1916. С. 118.

[17] Мордвинов И. П. Первая школьная книжка о трезвости. Сб. для школьников-первогодков, научившихся читать / И. П. Мордвинов. СПб.: Тип. АНОТ, 1911. 39 с.

[18] Там же. С. 118-119.

[19] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 153.

[20] Мордвинов И. П. Общества трезвости, руководимые духовенством, основы их деятельности и современная работа // Трезвая жизнь. 1910. № 3. С. 263.

[21] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 153.

[22] Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов… С. 11.

[23][23] Мордвинов, И. П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб.: Тип. АНОТ, 1910. 228 с.

[24] Мордвинов И. П. Александро-Невское общество трезвости в С. -Петербурге (Десятилетие деятельности (1898–1908 г.) // Трезвая жизнь. 1908. № 11. С. 5.

[25] Мордвинов И. П. С Первой Всероссийской выставки трезвости (От нашего корреспондента из Москвы) // Трезвая жизнь. 1909. № 1. С. 70.

[26] Спиридонова Е. К. Научная и просветительская деятельность Исаакия Петровича Мордвинова… С. 156.

Категория: Литераторы. | Добавил: TVC | Теги: Новгородская губерния, Мордвинов, общество трезвости, пьянство, трезвость
Просмотров: 25 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приветствую Вас, Гость!
Четверг, 13.12.2018